Блог

2020: Роботы заменяют людей

Технологии
Роботизированная автоматизация процессов (RPA) - это использование специальных программ, которые автоматизируют повторяющиеся процессы, обычно выполняемые сотрудниками. Отличительной и основной особенностью роботов RPA является возможность использования пользовательского интерфейса для сбора данных и управления приложениями.

Возможности этой отрасли огромны, по данным Forrester этот сектор к 2021 году достигнет 2,9 млрд долларов.

Такие боты берут на себя монотонные задачи, освобождая время для выполнения работниками более полезных задач. Например, самый эффективный робот-помощник, разработанный Flowit, каждый день выполняет задачи эквивалентно 1100 работникам.

Роботизированная автоматизация процессов достаточно экономична и удобна для пользователей:

  1. Повышенная точность. Боты гораздо менее склонны к ошибкам и опечаткам, чем человек.
  2. Нет прерывания рабочего процесса. Виртуальные роботы работают 24/7 без вмешательства персонала.
  3. Соответствие строгим стандартам. Сконфигурированные боты следуют инструкциям и предоставляют контрольный журнал каждого шага.
  4. Повышенная продуктивность. Разработка технологического цикла более эффективна и выполняется быстрее по сравнению с ручными процессами.

В том числе искусственный интеллект и машинное обучение позволяют ботам лучше справляться с ошибками и анализировать неструктурированные данные.

Когда необходимо использовать RPA-автоматизацию?

  1. При наследовании данных от предыдущей системы. Вместо того, чтобы тратить часы работы на перенос информации, проще обратиться к RPA-решениям. Более того, можно провести интеграцию с уже имеющейся системой и работать с ней, но не напрямую, а через RPA-платформу, получив доступ к ней через API.
  2. Сбор данных из различных систем. RPA-роботы как нельзя лучше подходят для сбора информации о конкурентном клиенте или проекте.
  3. При переносе данных из одной системы в другую. К примеру, зарегистрировать клиента, вбив в форму регистрации все его данные, технология RPA позволяет не нагружать сотрудников рутинными задачами.

Но RPA не единственный способ автоматизации передачи данных из одного сервиса в другой. Существует также API — программный интерфейс, с помощью которого программы могут общаться между собой на уровне кода. Именно он и используется в большинстве случаев для этой цели. Так что же лучше?

Рассмотрим скорость взаимодействия между приложениями. Здесь API имеет явное преимущество: одна операция по переносу данных у API может занять сотые доли секунды, а в RPA - целых 10 секунд. С другой стороны, рядовым компаниям не нужно совершать десятки и сотни тысяч операций, а потому скорости RPA хватит для их нужд. К тому же, API имеет свои недостатки:

  1. Создание API возможно не для всех сайтов, сервисов и приложений. А бот работает через пользовательский интерфейс, позволяя интегрировать абсолютно любые сервисы.
  2. Приложения постоянно обновляются, поэтому нужно обновлять и API, переписывать код, отвечающий за интеграцию. В случае с изменением интерфейса, перенастроить робота гораздо проще
  3. Изначально внедрить RPA-систему гораздо быстрее и легче, ведь многие поставщики таких решений создают интерфейсы для самостоятельного программирования роботов. А вот для написания кода интеграции с API потребуются навыки разработчика.

Относительно регионов, значительная часть RPA-проектов в 2020 году приходится на Северную Америку. Это связано с повышенным интересом к автоматизации процессов в разных отраслях: здравоохранение, электроника, ритейл, образование, услуги и госсектор. Основой трансформации таких бизнес-процессов является интеллектуальная автоматизация (Intelligent Automation), которая практически полностью заменяет живого сотрудника. Эта технология объединяет автоматизацию RPA с инструментами искусственного интеллекта и аналитикой баз данных.

В условиях пандемии и экономической неопределенности поиск решений с повышением производительности бизнеса, которые обеспечивают эффективную поддержку удаленной работы и оперативно откликаются на любые сложные ситуации стал актуальным для любой организации.

Однако останавливает этот процесс очень важный фактор - на рынке недостаточно квалифицированных специалистов, владеющих данными технологиями. Согласно данным издания SiliconANGLE рынок RPA считается переоцененным, сумма рыночной стоимости лидирующих вендоров в 2019 году оказалась в 17 раз больше объема рынка. Со временем этот показатель будет снижаться и только к 2025 году начнет приносить прибыль. Тогда годовые продажи RPA-продуктов достигнут $75 млрд.

По словам специалистов, будущее рынка RPA будет зависеть от его способности разбиваться на большее количество вариантов использования решений с более глубокой интеграцией бизнеса. Вендоры могут «преодолеть пропасть» и предоставить полезные системы с небольшим объемом кода для специалистов в данной области, которые могут доработать технологии под конкретные нужды.

Боты RPA и интеллектуальные решения для автоматизации - это не выбор, а необходимость пережить нынешний кризис с коронавирусом и добиться процветания в ближайшем будущем.